Севильская дарохранительница
Когда католики проводят мессу, а православные — литургию или молебен вне пределов собора или церкви, то они выносят ценнейшие религиозные дары. Издавна для этих целей служили так называемые дарохранительницы и дароносицы. Они находятся в католических соборах и православных храмах на самом почетном месте.
Прообразом для дарохранительницы явился древнегреческий цилиндрический сосуд, напоминающий банку с крышкой, который назывался пиксида. Он вытачивался из дерева, обычно из самшита. Позднее его стали делать из обожженной глины. Чем богаче становился человек, тем из более дорогого материала изготавливалась его пиксида — из бронзы, слоновой кости. На нее наносились разные узоры, иногда целые картины.
В таких пиксидах греческие женщины хранили свои принадлежности, ценные украшения, косметические мази, ароматические составы. Эти пиксиды находили в древнегреческих захоронениях — женщины и после смерти не хотели с ними расставаться.
В VII веке до нашей эры в связи с развитием гончарного искусства форма пиксид изменилась, они стали больше по размеру, рисунки на их стенках начали выглядеть богаче, появилась краснофигурная роспись.
С момента зарождения христианства, с появлением обрядов причащения, крещения, соборования, других таинств создавались специальные сосуды, ящички, в которые на хранение помещались наиболее ценные реликвии. Это были иконы, частицы Святой земли, напрестольные кресты, а также просфоры, символизирующие тело Христа, и вино, как его кровь. Сосуды называли дарохранительницами, они помещались в храмах на самом почетном месте, их всячески украшали.
Обычай сохранения святых даров, их выноса за пределы места богослужения появился в IV веке. С того времени этот религиозный обряд заметно обогатился, и в жизни верующих он стал одним из важнейших среди проводимых вне пределов храма.
Святые дары выносили иногда вместе с дарохранительницей, иногда в специальной дароносице. Они изготавливались из драгоценных металлов, как правило, их делали в виде миниатюрных храмов. Они напоминали собор — место своего постоянного хранения.
У православных дароносицы использовались для перенесения святых даров к больному или умирающему, во время крестного хода. На такие крестные ходы, с пением и молитвами, приходили тысячи верующих.
Итальянские, испанские дароносицы напоминают островерхие католические соборы. В их центр помещаются украшенные лентами и цветами статуэтки, изображающие Деву Марию.
Особенно впечатляет дароносица самого крупного в Испании и третьего в мире кафедрального собора Святой Марии в Севилье, который начал строиться в 1402 году. У его южной стороны размещена главная ризница, где хранятся картины кисти Мурильо и других испанских художников. Но главным сокровищем ризницы является огромная серебряная дарохранительница (кустодия) с шипом из тернового венка Иисуса Христа, надетого ему на голову во время распятия. Она изготовлена из чистого серебра мастером Хуаном де Арфе в 1580 году, достигает 3 м в высоту и богато украшена скульптурой и орнаментом.