Празднование Рождества Христова — традиции 800 лет
800 лет назад Святой Франциск инициировал первое празднование Вифлеемских яслей. К этому первому вертепу св. Папа Франциск связался с Франциском, когда 16 декабря он приветствовал группу из 2500 человек в Ватикане. люди, которые принимают участие в живом вертепе перед базиликой Святой Марии Майор в Риме. Живой вертеп, придуманный Святым 800 лет назад. Франциска – это не фольклорное событие. Таким образом он хотел вызвать у своих братьев изумление перед тайной Рождества, вспоминал папа. Папа также призвал людей культивировать традицию приготовления яслей в период перед Рождеством в апостольском письме «Admirabile Signum», которое он подписал 1 декабря 2019 года в Греччо.
А как было 800 лет назад? В 1223 году в Греччо, Италия, св. Впервые Франциск решил «воссоздать» грот Рождества Иисуса в Вифлееме. Вместе с простыми жителями района он подготовил первый живой вертеп.
Как пишет монах и летописец Фома Челано (1190-1260), в диком пейзаже Монте-Ласероне «бедняк из Ассизи» захотел «хотя бы раз увидеть собственными глазами рождение божьего ребенка». Должно быть, это был почти экстатический ночной праздник, который Франциск Ассизский устроил в ночь на 25 декабря 1223 года недалеко от горной деревни Греччо. Во всяком случае, первое документально подтвержденное празднование Рождества описывалось так: «Мужчины и женщины региона, как могли, с радостными сердцами готовили свечи и факелы, чтобы осветить эту ночь, озарившую сияющими звездами все дни и годы», — писали. Томас из Челано.
Ясли были «приготовлены, сено принесено, вола и осла приведены. Почитается простота, превозносится бедность, восхваляется смирение, и Греччо становится как бы новым Вифлеемом», — писал летописец. И далее: «Лес звенит голосами и скалы звенят радостью. Братия поют и воздают должное Господу, и вся ночь оглашается радостными возгласами».
Томас Челано отметил, что этот праздник был давним проектом 40-летнего Франциска. Изолировав себя от общества, он и его единомышленники вели благочестивую жизнь, отвечавшую радикальным требованиям Евангелия. В то время, когда Церковь стала богаче и могущественнее, чем когда-либо прежде, поздний святой хотел передать послание Иисуса из Назарета конкретным способом, который обращался бы к чувствам.
В ночь на 25 декабря 1223 года в пещере близ Греччо Франциск во время Святой Мессы. будучи диаконом, он пел Евангелие и проповедовал как бы в духовном экстазе в память рождения Спасителя. Вздыхая, «полный глубокой печали, трепещущий святым благочестием и исполненный чудесной радости», он говорил о «Вифлеемском младенце». И каждый раз, когда он произносил «Вифлеем», это звучало «как голос молодого агнца», вспоминали обрадованные свидетели этого события.
Как бы благочестиво и созерцательно ни звучало сегодня описание первого францисканского празднования Рождества Господня, на самом деле оно было тщательно подготовлено. Молодой францисканский орден, официально признанный Папой Римским месяцем ранее, имел особенно много сторонников в этой местности, расположенной примерно в 90 километрах к северу от Рима. Франциск также нашел добровольного спонсора в лице местного дворянина по имени Джон. «То, как он просит о помощи двумя неделями ранее, напоминает то, как Иисус просил своих учеников в Евангелиях приготовить пасхальную трапезу – его последний ужин», – читаем мы в летописях Фомы из Челано.
«Если хочешь, чтобы мы отпраздновали предстоящий праздник Господень в Греччо, иди быстро и тщательно приготовь то, что я тебе скажу», — приводит летописец слова основателя ордена, который хотел почтить память Младенца Вифлеемского. «Я хочу увидеть своими глазами, как можно осязаемее, какие горькие тяготы ему пришлось пережить еще в детстве, когда его положили в ясли вместе с быком и ослом, и когда его положили на сене». Конечно, Иоанн поспешил туда и сделал то, что ему сказали.
Никого не смущало, что Мария и Иосиф не присутствовали на этом первом праздновании Рождества Христова. В нем участвовали матери, отцы и бедные пастухи. Для них важнее была вера в реальное присутствие Христа во время этого необычайного массового торжества. В пещере, где происходило празднование Рождества Господня, на настенной росписи изображен Младенец Иисус в яслях, жертвенник с хлебом и вином и коленопреклоненный перед ним Святой Франциск.
Летописец также отметил важную роль сена, которое лежало в яслях Спасителя во время обряда. Участники забрали их домой в качестве религиозного сувенира. Некоторые люди кормили им своих животных, и, согласно легенде, больные животные в этом районе выздоравливали после поедания сена из Яслей. Женщины, страдавшие от сильных и длительных схваток, также «накладывали на себя сено и смогли успешно родить».
Независимо от исторических фактов, одно можно сказать наверняка: торжества произвели впечатление на присутствовавших на них людей. С далеко идущими последствиями, длившимися веками. Вскоре после этого в церквях появились изображения рождения Христа. Во время католической Контрреформации, после Тридентского собора (1545-1563), появились передвижные вертепы, которые устанавливались только во время Рождества. «Оплотами» этой благочестивой практики были Прованс и Неаполь.
Даже сегодня в секуляризованных обществах Западной Европы рождественские вертепы являются широко посещаемыми церковными мероприятиями. Именно поэтому Папа Франциск посвятил свое апостольское письмо «Admirabile Signum» «чудесному знамению яслей». Для его подписания 1 декабря 2019 года тезка святого лично отправился во францисканский монастырь в Греччо. «Неважно, как представлены ясли» — каждый год всегда одни и те же или разные — «важно то, что они говорят о нашей жизни», — отметил Папа. Прямо как в ту декабрьскую ночь в 1223 году
Фома Челано писал, что в диком пейзаже Монте-Ласероне Бедняк из Ассизи хотел «хотя бы раз увидеть собственными глазами рождение божьего ребенка». Спустя 750 лет жители деревни решили возродить это мероприятие еще раз. Тогда думали, что воссоздать рождественскую ночь в этом историческом месте можно будет только один раз, по случаю юбилея. Эту традицию продолжил Сандро Касколи. В течение 50 лет, независимо от погоды, со своими животными: быком и ослом на поводках, он отправлялся в сочельник в Греччо, находившийся в часе езды, чтобы поприветствовать там новорожденного Младенца Иисуса.
Небольшой городок с населением около 1500 жителей в 90 км от Рима круглый год живет своим вертепом. И каждый год, начиная с конца октября, в подготовке к спектаклям между Сочельником и Двенадцатой ночью участвует как минимум один человек от каждой семьи, «в главных ролях или на заднем плане».
Люди из разных регионов Италии толпами приезжают в Греччо на вечерние представления. По словам францисканцев, обычно здесь бывает около 15 000 гостей, в основном семьями. Монахи ожидают, что нечто подобное произойдет и в юбилейный год.