в Парзенчеве
Памятники и скульптуры

Священные сокровища в Парзенчеве

Темы, связанные со страстями и смертью Христа, подхватывали в своих произведениях самые выдающиеся живописцы: Андреа Мантенья, Матиас Грюневальд, Антонелло да Мессина, Якопо Тинторетто и другие. Они создали пронзительные образы, изображающие события на Голгофе. Также в нашей епархии вы можете найти сокровища страстной духовности. Во время Великого поста стоит познакомиться с некоторыми из них, а может быть, и посетить эти места, чтобы через созерцание прикоснуться к самой главной тайне христианства.

Голгофа

Живописное видение Голгофы украшает стены апсиды церкви св. Успения Пресвятой Богородицы, Св. Анна и св. Войцеха в Парзенчеве (Озорковское благочиние). Картину называют священным художественным сокровищем, и в то же время прекрасной витриной храма и всего прихода. Верующие, посещающие церковь, подчеркивают, что она создает неповторимую атмосферу и помогает молитвенной концентрации и правильному переживанию Святой Мессы. 

Местные прихожане называют его чудотворным. Голгофа Паженчевской была написана на рубеже 19 и 20 веков Винцентием Лукасевичем, профессором Академии художеств в Санкт-Петербурге. Рядом с центральной фигурой, распятым Христом, стоит Скорбящая Богоматерь. Ее лицо отмечено болью и страхом. Полные слез глаза он устремляет к Спасителю, а руки, простертые ко кресту, выражают принятие воли Божией. 

На марианский характер творчества Лукасевича указывают слова, написанные на своде, помещенные на фоне шипов, обвивающих Непорочное Сердце Богородицы: «Приди и посмотри, есть ли скорбь больше моей». Стих, взятый из «Плача» пророка Иеремии, отнесен Церковью к Скорбящей Богоматери.

Реликвии Крестовоздвиженского древа

У подножия Голгофы находится главный алтарь с двумя мощевиками с останками мучеников и исповедников. С 1898 по 1941 год на алтаре находилась ракия с Крестовоздвиженским древом. Он был потерян во время Второй мировой войны, вероятно, ограблен немцами. 

Стоит знать, что мощи Крестовоздвиженского древа были подарены церкви герцогиней Палермской Фиталис в 1898 году. Бесценный дар вместе с документом о подлинности привезла из Италии жительница Парзенчева. Мощи были помещены в искусно сделанный реликварий. Их подлинность в новом реликварии была подтверждена подписью и печатью архиепископа Винцентия Теофила Хосьцяка Попеля.

Старые прихожане вспоминали, что о. Винцентий Харасимович, настоятель Парзенчевского прихода в 1905-1941 годах, всегда дарил эти реликвии верующим для целования после службы Крестного пути. После ареста о. Харасимовичем в 1941 году немцы закрыли костел и использовали его как склад. Они также ограбили дароносицу, чаши и реликварий.

После войны, несмотря на поиски, ни один из этих предметов не был найден. Со временем реликвии были забыты. Во время ремонта интерьера церкви в 1999 году был обнаружен старинный документ, подтверждающий подлинность награбленных мощей Крестовоздвиженского древа.

Святой лик Спасителя

В одном из боковых алтарей находится картина с изображением Нерукотворного Лика Спасителя, отраженного на Покрове св. Вероника. Этот уникальный образ был изготовлен в Риме как точная копия образа Нерукотворного, почитаемого в одной из римских базилик и благословленного папой Львом XIII. Приложенный к картине документ о подлинности, скрепленный сургучной печатью, датирован 15 февраля 1898 года.

Вот его содержание: «Сим письмом удостоверяю, что образ Господа нашего Иисуса Христа покорился моему свидетельству, запечатлен на Святом Покров Вероники, отпечатанный на белом материале с благоговением, связанным с этим Платком, вместе с животворящим Древом Креста и острием Копья Господня, свято и с высочайшим человеческим уважением почитаются в нашей Базилике. Достоверность изображения удостоверяю своей подписью и печатью (подписью). Выпущен 15 февраля 1898 г. н.э. (во время понтификата Папы Льва XIII). У подножия образа помещены мощи мучеников: св. Винсент и св. Флора.

* * *

о. Можно. Ежи Сервик , приходской священник прихода Успения Пресвятой Девы Марии в Парзенчеве, подчеркивает: — Местная община гордится тем, что в приходской церкви есть настенная живопись, изображающая самое важное событие в мировой истории, которое было спасение всего человечества через жертву Сына Божия Иисуса Христа, которую он принес на кресте.

Голгофа, образ Нерукотворного Лика Спасителя, а также Крестный путь, интегрированный в полихромию храма (роспись Александра Пржевальского), придают ему особый характер Страстного храма. Поэтому службы Крестного пути или Горьких Плачах, проводимые здесь во время Великого поста, сопровождаются неповторимой атмосферой благочестивого сосредоточения, тишины и глубокого размышления о внутреннем преображении и соблюдении заповедей Божиих.

Комментарии к записи Священные сокровища в Парзенчеве отключены