Сокровища

Грюнес гевёльбе

Грюнес гевёльбе

Так называется древняя сокровищница саксонских курфюрстов, в которой хранится свыше 3000 уникальных изделий из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, эбенового дерева и янтаря. В конце XII века в саксонских горах были обнаружены месторождения серебра. Это привело к развитию горного дела и ювелирного искусства в Саксонии. В 1560 году курфюрст Август Сильный построил в Дрездене Кунсткамеру, ставшую универсальным музеем, в котором хранились самые ценные изделия немецких мастеров. Но позднее многие изделия из Кунсткамеры перебазировались в «Грюнес Гевёльбе».

В 1648 году занял трон в Дели и принял имя Алум-Гир, что означало «Победитель Вселенной». Он считался мудрым и справедливым правителем, был большим другом европейцев, покровительствовал искусствам, любил роскошь. В его великолепном дворце в Дели было собрано несчетное количество удивительных диковин и драгоценностей.

Впереводе с немецкого «Грюнес Гевёльбе» означает «Зеленые своды». В такой цвет первоначально были окрашены стены особого тайника, который располагался в подвалах дворца курфюрста. Здесь хранились самые важные государственные бумаги и наиболее ценные изделия. Доступ для широкой публики в него был долгое время закрыт. Его открыли в 1730 году, когда другой курфюрст Август Сильный, избранный королем Польши, задумал объединить Саксонию и Польшу в Саксонскую державу Он и открыл «Грюнес Гевёльбе» для широкого осмотра.

Август желал продемонстрировать европейцам свое богатство и абсолютную власть. Он хотел не только превратить Дрезден в свою королевскую резиденцию, но и сделать его центром Европы. И помещения прежней «Грюнес Гевёльбе» стали перестраивать, превращать в богато отделанные мрамором и украшенные зеркалами и люстрами залы. Отделкой помещений занимался архитектор Пёппельман, который построил знаменитый дрезденский Цвингер. Интерес у жителей Дрездена и приезжавших к выставленным в музее предметам роскоши был настолько велик, что тогда же решили открыть несколько дополнительных залов, и всего их стало восемь.

Одним из главных экспонатов, выставленных в «Грюнес Гевёльбе», была уникальная по сложности работа немецкого ювелира Динглингера, названная им «Дворцовый прием в Дели в день рождения Великого Могола Арунгзеба».

Август назван Сильным из-за легендарной силы. Был большим любителем женщин, роскоши и пиров. Был союзником Петра I в Северной войне (1799-1721) против шведов.

Со временем «Грюнес Гевёльбе» стала частью дворца Цвингер. Отбоя от посетителей не было. На мраморных столах под стеклом демонстрировались уникальные изделия немецких мастеров: вазы, кубки, серебряная посуда, блюда, часы, шкатулки, редкие по красоте ювелирные изделия. Свою лепту в коллекцию внесли изготовители Майсенской фарфоровой мануфактуры, располагавшейся рядом на Эльбе.

В таком виде «Грюнес Гевёльбе» сохранилась до 1942 года, когда над музеем возникла угроза его полного уничтожения. Продолжительные бомбардировки немецких городов самолетами союзной авиации наносили существенный ущерб жителям, вели к значительным материальным потерям. И тогда нацистское руководство Германии приняло решение вывезти все сокровища в горы, в крепость Кёнигштайн, считавшуюся неприступной.

В 1945 году центр Дрездена практически лежал в руинах. После бомбового налета англо-американской авиации 13 февраля от дворца курфюрста Цвингер остались одни руины. Уцелели только пять залов из восьми музея «Грюнес Гевёльбе».

Вскоре специальный отряд Советской армии добрался до крепости Кёнигштайн, в которой и были обнаружены сокровища музея «Грюнес Гевёльбе». В скором времени всю коллекцию упаковали и отправили в Москву. Ее передали на хранение в сейфы Министерства финансов СССР. Со временем советские искусствоведы приступили к осмотру, реставрации и консервации этих произведений искусства.

Коллекция «Грюнес Гевёльбе» также пополнилась за счет даров Августу Сильному — привозимых из мусульманских стран уникальных произведений восточных ремесленников, украшенных драгоценными камнями, жемчугом и кораллами.

В 1958 году вся коллекция в ее первозданном виде была возвращена настоящему владельцу — городу Дрездену. И уже через год ее смогли посмотреть первые посетители.

В 2006 году «Грюнес Гевёльбе» пережила свое новое рождение — все залы музея были заново отреставрированы и коллекция, пополненная новыми экспонатами, открыта для посетителей.

Комментарии к записи Грюнес гевёльбе отключены