Фз об опеке и попечительстве в 2020 году

Первая глава ФЗ РФ№ 48 об опеке и попечительстве не только дает основные понятия, но и регулирует сферу применения закона, поясняет особенности поддержки опекунского ухода государством.

Все требования закона, применяемые к опекающим, относятся также к учреждениям, в которых содержатся, проживают люди, нуждающиеся в опекунском уходе.

  1. ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 годуОпека назначается для детей до 14 лет, а также для недееспособных людей (по решению судьи). Опекуны выступают законными представителями опекаемых и защищают юридические права подопечных.
  2. Попечительство назначается детям от 14 лет до 18 или человеку, признанному судом ограниченно дееспособным. Попечитель поддерживает подопечного, контролирует выполнение им действий(например, заключение сделок).

Человека, нуждающегося в опекунском, попечительском уходе, называют подопечным. Недееспособный или ограниченно дееспособный – это гражданин, утративший способность контролировать свои поступки и действия. Меру дееспособности определяет суд.

При оформлении опеки возникают отношения между патрономи опекаемым. Регулировать их необходимо, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, а также ФЗ №48. Процесс протекания опеки/попечительства контролирует Семейный кодекс РФ. При прекращении ухода следует руководствоваться статьями данного Федерального Закона.

ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 году

По необходимости учитываются особенности международного договора, если опекунские правоотношения устанавливаются над иностранным гражданином.

В ответственность государственных органов входит:

  1. Обеспечение опекой тех людей,которым это необходимо.
  2. Правозащитные действия дляопекаемых.
  3. Гарантия достойногоуровняпроживания патронируемых.
  4. Контроль выполнения обязанностей опекающих.
  5. Осуществление поддержки граждан и организаций, отвечающих за опеку.

При осуществлении ухода учитываются принципы:

  1. ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 годуНе зависящий от чужого волеизъявления выбор опекуна. Имеется возможность отказаться от предложенных опекунских обязанностей.
  2. Государство контролирует охрану прав обеих сторон: патронируемого и опекающего.
  3. Обеспечивается охрана прав на имущество.

Функции попечительских органов

Согласно Законодательству РФ, надзор за подопечными контролируют государственные попечительские организации.Регламент организации обязательно имеет статус – органов опеки и попечительства, руководствуется правовыми нормативами при работе.

Чтобы подобрать граждан для ухода и подготовить опекунов, представители опекунских организаций вправе потребовать помощь у местных органов самоуправления. Возможно взаимодействие с медицинскими организациями, общественными учреждениями.

Школы, детские сады, соцприюты, медучреждения могут использовать полномочия попечительских органов для обнаружения детей, взрослых, нуждающихся в опекунском уходе. Эти же организации имеют правонайти опекунов, провести их обучение, подготовку.

ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 году

Работа попечительских органов, составление методических пособий контролируется федеральными органами РФ (исполнительной властью).

Согласно ФЗ №48 органы опеки и попечительства выполняют:

  1. ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 годуПравозащитные действия для опекаемых или тех людей, которым необходим попечительский уход.
  2. Наблюдение за выполнениемуходагражданами и учреждениями, имеющими опекунские функции. В том числе за соцприютами, интернатами для проживания опекаемых.
  3. Контроль целостности принадлежащего патронируемым имущества. Надзор над правильным использованием собственности подопечных патронами.

Предлагаем ознакомиться  Прописаться где ннсколько собствеников

Полномочные права представителей попечительских органов:

  1. Обнаружение людей, требующих опекунского или попечительского ухода.
  2. Обращение к судебным органам для признания человека недееспособным, частично дееспособным, совершеннодееспособным.
  3. Оформление опекунского, попечительского ухода.
  4. Контроль над выполнением обязательств опекунами, попечителями, опекающими учреждениями.
  5. ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 годуОсвобождение патронов от выполнения обязанностей.
  6. Предоставление разрешений на заключение сделок между опекающим и подопечным.
  7. Оформление договоров на доверительное руководство имуществом, согласно ГК РФ.
  8. Если опекуны ненадлежащим образом выполняют уход, органы опеки защищают права опекаемых в суде.
  9. Предоставление согласия отдельное проживание подопечного, не достигшего совершеннолетия, от своего попечителя.
  10. Подготовка опекунов и попечителей к выполнению опекунских функций, регистрация их,подсчет.
  11. Контроль над обереганием попечителями и опекунамиправ подопечных, получением опекаемыми достойного образа жизни.
  12. Поддержка и помощь человеку, исполняющему обязанности опекуна или попечителя.

Если возникают споры в осуществлении опеки, граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением для разрешения противоречий.

Как только государственный попечительский орган установил опеку, на него возлагаются попечительские обязанности. Когда опекаемый меняет место проживания, его дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту проживания.

Срок для отправки – три дня с того момента, как патрон сообщил о смене места жительства подопечного. Сразу после получения документов, опекающие органы получают полномочия по опеке.

Функции попечительских органов

ФЗ №48 регулирует деятельность опекунов и попечителей.Основные требования к опекающим прописаны вГражданском, Семейном кодексах РФ. В компетенции представителей государственных попечительских органов – осуществление запросов в полицию, медицинские учреждения и другие организации для установления особенностей личности потенциального попечителя.

В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.

За подопечным может ухаживать только один человек. Один гражданин осуществляет уход только за одним человеком, исключением являются ситуации, когда под опеку отдаются братья или сестры.

Больше опекающих может быть оформлено при исключительных случаях государственными попечительскими органами. При этом все они должны будут защищать правапатронируемого в равной мере. Ответственностьзаоказание медицинской помощи, предоставление образования, воспитания должна распределяться между опекающими равномерно.

При назначении опекунов нужно руководствоваться Семейным и Гражданским кодексом РФ. Чтобы найти опекуна, у органов опеки есть месяц. Оформиться может человек, подавший заявление письменно или согласившийся с назначением на должность.

Если человека для ухода не находят за месяц, функции опекающего выполняет попечительский орган, территориально расположенный в месте проживания гражданин, нуждающегося в опекунском уходе.

При определении опекаемого в специальные учреждения на обучение, лечение, получение социальной помощи, опекун не прекращает выполнение своих обязанностей. Опекаемого человека иногда помещают на проживание в специализированное учреждение, при этом функции опекуна, попечителя возлагаются на представителей этой организации.

Данный документ может быть оспорен в судебном порядке родственниками гражданина, нуждающегося в опекунском уходе. В соответствии с Федеральным Законом, если попечительские органы не назначили вовремя опекуна или попечителя и этим нанесли вред гражданину, возмещается.

Практикуется назначение временного опекающего, если это вынуждают сделать обстоятельства. Как постоянно, так и временно для опеки оформляется совершеннолетний опекун, дееспособный. Потенциальный патрон должен представить удостоверение личности и позволить обследовать личное жилье, чтобы установить, может ли в нем проживать опекаемый. Собирать остальные справки не нужно.

Опекуны и попечители, исполняющие обязанности временно, имеют те же права и обязанности, что и постоянные. Исключение составляют сделки с имуществом подопечного. Временно оформить под опеку можно на два месяца.

Претендовать на имущество опекуновграждане, получающие опекунский уход, не могут. Как и опекающие – рассчитывать на то,  что алиментные выплаты, пенсии, пособия подопечных перейдут к ним в собственность.

Человек, выполняющий опеку, принимает на хранение имущество подопечных (исключение – частично недееспособные), от других граждан, составляя опись.

Два экземпляра списка составляют попечительские государственные органы на глазах заинтересованных лиц и представителей власти. Документ должен быть подписан всеми присутствующими, один акт описи остается опекуну, второй – хранится в документах опекаемого.

Если по отношению к собственности патронируемого заключен договор доверительного регулирования пользованием, передавать его опекуну или попечителю не нужно. Опекающийможет требовать возврата имущества опекаемого, если им пользуются третьи лица незаконно.В обязанности опекуна входит забота об имуществе подопечного.

Основные надзирающие действия выполняет орган опеки и попечительства. Представители попечительской организации проверяют условия проживания опекаемых, степень сохранности их собственности.

Предлагаем ознакомиться  Федеральный закон О пожарной безопасности

Пожаловаться на опекунов в органы опеки могут сами подопечные, а также другие граждане: представители образовательного, медицинского, социального учреждения.

ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 году

Человек, осуществляющий опекунский уход, подготавливает отчет о расходованных средствах опекаемого до 01.02. каждого года.

В документе описываются все сделки с имуществом подопечного, а также использование доходов патронируемого в его пользу. Бумаги утверждаются начальником местных государственных попечительских органов.

Все отчеты должны храниться в личном деле гражданина, находящегося под опекой.

Патрон отвечает за сделки, совершенные опекаемым. Если нанесен вред собственности подопечного или других людей по вине гражданина, выполняющего уход, опекающий несет за это ответственность.

Регулируют вопросы ответственности Уголовный, Административный, Гражданский кодексы. Отвечать нужно за неисполнение своих функций или ненадлежащее выполнение обязанностей гражданам, осуществляющим опекунский, попечительский уход.

Если опекаемому причинен ущерб, вред по вине попечительских органов, представители органов опеки и попечительства несут за это наказание в соответствие с законодательством РФ. Заканчивается опека, попечительство в следующих случаях:

  1. Умер опекающий или человек, нуждающийся в уходе.
  2. Истек срок опекунского договора.
  3. ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 годуОпекающий отстранен от выполнения опекунских функций ввиду недобросовестной их реализации, нарушения прав опекаемого, использования опеки в целях обогащения.
  4. По желанию гражданина, совершающего опекунский уход, если есть важные основания.
  5. При возникновении конфликта интересов патрона и гражданина, получающего опекунский, попечительский уход.
  6. Завершается опека над малолетним гражданином, достигшим 14-летнего возраста, и переходит в попечительство.
  7. Попечительство завершается по достижению ребенком возраста 18 лет или в случае признания его дееспособным.

Бывший опекун представляет отчет в попечительские органы не позже трех дней после окончания выполнения обязанностей. В течение двух недель после этого органы опеки и попечительства имеют право привлечь к ответственности гражданина, осуществлявшего попечительский уход, если обнаружены нарушения.

Из бюджета выплачиваются субсидии, пенсиидля содержаниялюдей, нуждающихся в опекунском уходе. Распоряжаются ими патроны в пользу подопечных. Некоторые граждане, находящиеся под опекой, получают дополнительные выплаты для лечения, обеспечения жильем.

Федеральный закон об опеке и попечительстве вступил в силу с 01.09.2008 г. Он применяется ко всем формам опеки и попечительства, договорам, заключенным после вступления Закона в силу.

Источник: https://repetitinfo.ru/federalnyy-zakon-opeke-popechitelstve-poslednimi-pravkami/

Новый закон защитит детей-сирот: с 2020 года недобросовестных усыновителей и опекунов занесут в чёрный список

ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 году

  • В следующем году в России может появиться база данных о гражданах, которым будет запрещено опекунство или усыновление детей.
  • Министерство просвещения РФ подготовило законопроект, предполагающий с 2020 года сбор данных о недобросовестных родителях в соответствующем реестре.
  • Данный документ не только предполагает создание единого реестра лиц, лишённых родительских прав или ограниченных в них, но и устанавливает порядок и сроки внесения информации, перечень персональных данных граждан, которые не могут быть усыновителями или опекунами (попечителями), а также основания прекращения учёта сведений о гражданах, восстановленных в родительских правах.

Иными словами,  люди, лишённые родительских прав в одном регионе, не смогут переехать в другой и снова взять там под опеку или на усыновление малыша. Документ Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в среду, 17 июля.

Как новый закон защитит интересы детей-сирот

Напомним, что сегодня Семейный кодекс устанавливает запрет на приём ребёнка в семью гражданами, которые лишены родительских прав. Между тем выписка из решения суда о лишении или ограничении, а также восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в ЗАГС.

  1. А между компетентными органами нет механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями.
  2. Как рассказала Елена Куликова, представитель Минпросвещения России, в случае принятия закона на суд будут возложены обязанности направлять выписки из решения о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения), а также отмене усыновления по вине граждан в органы опеки и попечительства.
  3. Такая инициатива позволит вести учёт вышеперечисленных лиц посредством внесения указанной информации в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
  4. В чёрный список усыновителей попадут те, кто лишён родительских прав или ограничен в них; опекуны, отстранённые органами опеки и попечительства за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей.
  5. Елена Куликова отметила, что законопроект прежде всего направлен на защиту прав и интересов детей, чтобы исключить случаи передачи ребёнка на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, утратив это право.
Читайте также:  Сумма материнского капитала за второго ребенка в 2020 году - что это такое, какой, спб

Такой закон ждут давно, заметил член Комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев. Ведь сегодня 400 тысяч детей находятся в приёмных семьях и ежегодно около 40 тысяч граждан РФ лишаются родительских прав, права быть опекунами и усыновителями. И это цифры немалые.

«Пока нет реестра недобросовестных родителей, возникают ситуации, когда гражданина лишают родительских прав и он спокойно переезжает в другой субъект, где вновь берёт под опеку ребёнка. Такими людьми движет не желание окутать ребёнка любовью и заботой, а меркантильные интересы, желание получить пособие», — подчеркнул депутат.

Максим Кудрявцев разъяснил, что информация о нерадивых опекунах будет попадать в реестр в течение трёх дней — все данные останутся конфиденциальными.

«Специалисты, которые будут обрабатывать личные данные, должны нести персональную ответственность за такую информацию», — говорит Кудрявцев. Технических сложностей при реализации закона не возникнет — программа интегрируется в систему межведомственного электронного взаимодействия, добавил он.

Данное положение – особенно важно. Ведь за последние 50 лет функции по опеке и попечительству в большинстве регионов неоднократно передавались различным органам власти, потому разнится правовое регулирование порядка учёта и хранения документов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. 

Требования к усыновителям и опекунам ужесточаются

На сегодня большинство органов опеки и попечительства не могут подтвердить наличие сведений обо всех вынесенных решениях. Кроме того, документы на бумажных носителях со временем просто не поддаются идентификации.

Проект закона также предполагает расширить список обязательной к сбору и обработке информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

«Это в том числе данные об имущественных правах детей-сирот, их трудоустройстве, льготах, субсидиях. Сейчас бывает непросто собрать сведения о них для суда, а наличие информационного ресурса позволит снять многие вопросы», — продолжил  Кудрявцев.

На основе действующего на сегодня законодательства в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в анкету ребёнка можно вносить информацию об образовании, трудоустройстве ребёнка в свободной форме. Однако эти поля заполняются только при наличии у органа опеки и попечительства такой информации.

  • Высока вероятность, по словам депутата, что закон может быть принят уже в эту сессию, однако «предвосхищать события не стоит» — документом устанавливается особый порядок вступления в силу с 1 января 2020 года.
  • Ещё одна проблема, с которой зачастую сталкиваются дети-сироты, попав в приёмную семью, — агрессия со стороны домочадцев опекуна, обратила внимание член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Людмила Виноградова.
  • «Дело в том, что нормы Семейного кодекса, которые регламентируют передачу детей под опеку и на усыновление, не предъявляют никаких требований к членам семьи опекуна или усыновителя», — рассказала Виноградова.
  • Решить эту проблему призвана ещё одна инициатива Минпросвещения, разработанная в прошлом году членами Межведомственной рабочей группы при данном ведомстве.

 «Среди нововведений — обязательное социально-психологическое обследование не только потенциальных усыновителей и опекунов, а также их супругов.

Кроме того, инициатива предлагает установить, что усыновителями не могут быть лица, которые состоят в браке с гражданами, имеющими судимость», — рассказала заместитель начальника отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента госполитики в сфере защиты детей Министерства просвещения РФ Милана Храбрых.

В данном случае речь идёт о преступлениях против жизни и здоровья граждан и половой неприкосновенности. По словам эксперта, документ может быть внесён на рассмотрение Госдумы в ближайшее время.

Источник: https://informatio.ru/news/glavnoe/life/s_2020_goda_nedobrosovestnykh_usynoviteley_i_opekunov_nachnut_zanosit_v_chyernyy_spisok_/

Радость Империи

ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 году

Все положения, касающиеся опеки и попечительства регулируется законом № 48 РФ, именно там есть последняя редакция с изменениями и вся необходимая информация. Из-за жизненных перемен этот закон постоянно претерпевает изменения, и 2019 год не обошел его стороной. И если вы решили оформить опеку, то перед тем как отправиться в нужные инстанции, необходимо ознакомиться с ФЗ с изменениями на 2019 год.

Изменения в законе об опеке и попечительстве

Владимир Владимирович Путин подписал закон о том, что родители могут заранее назначить ребенку опекунов при их совместной смерти. Напомним, раньше было возможно составить такой документ только при смерти одного из родителей.

Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2019 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер. Рассмотрим их по порядку:

  1. Не более 4 детей. Этот пункт законопроекта вызвал больше всего возмущения со стороны приемных родителей. Он гласит о том, что в семьях не может быть больше 3 несовершеннолетних, в совокупности как кровных, так и усыновленных. До этого года нормой считалось 8 детей в одной семье, хотя это скорее относилось к рекомендации, так как можно привести в пример много семей, где детей гораздо больше. Таким образом, в детских домах будет оставаться большее число воспитанников, жизнь которых еще с младенчества будет испорчена. Исключения допустимы, например, при неразделении родных братьев и сестер, детей супруга/супруги от бывшего барка могут. В подобных ситуациях могут разрешить в одной семье иметь 5 и более воспитанников. Материальное положение не играет никакой роли.
  2. Один воспиатнник в год. Если вы бездетная семья и хотите испытать счастье от большой семьи, то придется выжидать время, так как оформить опекунство можно не более чем на 1 человека в год. Но исключения, как и в предыдущем случае допустимы.
  3. Прохождение психолога. Если до 2019 года можно было добровольно отказаться от психологических тестов и бесед, то сегодня это обязательная мера, если вы хотите оформить опеку. И в большинстве случаев документ, который выдает доктор, будет решающим в принятии решения дать позволение на попечительство и опеку или нет. Помимо этого посетить кабинет психолога должны все члены семьи, которые будет проживать с усыновленным на одной территории. Социально психологическое обследование – обязательная мера для усыновителей.
  4. Получение разрешения на переезд. Если вы оформили опеку, то приняв решение переехать, должны будете получить разрешение от органов. Раньше достаточно было предупреждения, сегодня же их разрешения нельзя перевезти несовершеннолетнего.
  5. Отличное здоровье. Если раньше усыновители не могли иметь злокачественные опухоли и туберкулез открытой формы, то в новом законопроекте к этим болезням добавляется ВИЧ и гепатит С. Казалось бы, что есть смысл в этом требовании, но не позволяется воспользоваться опекой даже людям, у которых инфекционные заболевания не передаются в бытовых условиях и хорошо контролируются медицинскими препаратами.

Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».

Содержание закона

В законе 48 об опеке и попечительстве прописаны 32 статьи и 8 глав, в которых вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. А именно:

  • обязанности и права опекунов;
  • общие моменты;
  • назначение правового статуса лицам, оформившим усыновление;
  • государственная поддержка;
  • временные рамки, обозначающие вступление закона в силу;
  • случаи, при которых аннулируются полномочия;
  • ответственность, которая ложится на опекунов;
  • защита имущества детей.

Над кем осуществляется опека

Установить опекунство можно в следующих случаях:

  • возраст до 15 лет;
  • смерть родителей;
  • лишение родительских прав отца и матери;
  • поспавшие без вести родители;
  • родители, которые не проживают с ребенком на одной территории и не принимают участия в его воспитании.

Как оформить опеку в 2019 году

Если вы решились в новом году стать родителями и оформить опеку, необходимо посетить местные органы попечительства с необходимыми документами:

  • заявление;
  • справка с места работы, с указанием заработной платы за 2018 год;
  • выписка из домовой книги;
  • справка, полученная в ОВД;
  • свидетельство о заключении брака;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;
  • справка из ПФРФ.

В некоторых случаях могут потребовать и дополнительные документы. После подачи заявления представители опеки вашего города в течение 3 дней должны проверить ваши жилищные условия.

Общая проверка составляет 7 рабочих дней, за этот период работники центра проверяют уровень жизнь, состояние здоровья, доход.

После многочисленных проверок человек получает на руки заключение, где прописан отказ или разрешение на усыновление несовершеннолетнего. В случае отказа должны быть указаны его основания.

Если же вы получаете разрешение, то со всеми документами нужно обратиться в центр опеки своего города. Они повторно изучают ваши документы, процесс принятия решения занимает не больше 10 дней.

Отчетность в 2019 году

Если вы усыновили ребенка, то, наверняка, знаете, что нужно ежегодно предоставлять отчет. К обязательным пунктам относятся:

  • Имущественное положение. Нередко случается ситуация, когда оба родителя погибают, но у них остается недвижимость, автомобили и ценные бумаги. В большинстве случаев они передаются их наследнику, за которые до его совершеннолетия несете ответственно вы как опекун.
  • Доходы, полученные в результате распоряжения имущества подопечного. Если вам пришлось продать имущество усыновителя, то стоит предоставить документы о покупке новой квартиры, это целесообразно сделать при увеличении жилплощади.

Каждый опекун должен не позднее 1 февраля 2019 года создать отчет согласно правилам и подать его в нужные инстанции о прошлом годе. Но если вы, например, продали квартиру опекуна в январе 2019 года, то эта информация должны быть в отчете на следующий период.

Вся информация прикрепляется в личное дело. Перед тем как сдать отчетность необходимо запросить бланк, в котором можно писать шариковой ручкой или печатать на компьютеры. Даже если вам требуется изменения, они имеют место быть. Все суммы должны прописываться в рублях, даже если доход был получен в иностранной валюте.

Блогер Оксана из Инстаграма под ником @ herring_under_a_fur_coat счиатет, что в связи с этим законом жизнь детей из детских домов становится еще хуже.

Она говорит: «Но я не понимаю, как тест может выявить будут, бить ребёнка или нет? Будут насиловать или нет? Серьезно?».

Действительно по письменному тесту сложно определить насколько хорошо приемные родители будет относиться к детям. Да и не всегда кандидаты отвечают честно.

В завершении хочется сказать, что изменения, касающиеся федерального закона в сфере опеки и попечительства неутешительные, так как людям будет сложно оформить усыновление.

Представьте ситуацию: в семье есть 4 кровных ребенка, и они хотят оформить опеку, например, над сыном хорошего знакомого после его смерти.

И согласно новому проекту он не смогут этого сделать, так как количество несовершеннолетних будет превышать 4.

Источник: https://joyisv.ru/articles/54-zakon-ob-opeke-i-popechitelstve-s-izmenenijami.html

Закон об опеке и попечительстве с последними изменениями

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи.

Читайте также:  Сумма материнского капитала в 2020 году - за второго ребенка, какая, размер составляет, на третьего

Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами.

Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2.

В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности.

Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении.

Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных.

В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д.

Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного.

В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства.

Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства.

Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с ми и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

Источник: https://2020-g.ru/novye-zakony-rf/zakon-ob-opeke-i-popechitelstve-s-poslednimi/

Фз об опеке и попечительстве 2020

Человек изначально всегда стремился жить в благополучном и комфортном обществе. Из века в век мы создаем условия для хорошей жизни, обеспечивая себя всем необходимым для полноценной жизнедеятельности. В настоящее время существует множество социальных проблем, решение которых положительно влияет на развитие общества в целом.

Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории. Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года. а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Закон об опеке и попечительстве с изменениями 2020

Для оформления над несовершеннолетним будущим попечителям необходимо обратиться в местные органы опеки и попечительства и предоставить следующий пакет документов: После подачи заявления и сопутствующих документов органы опеки в течение 3 дней должны проверить жилищные условия кандидата в опекуны.

Если будущий опекун соответствует всем требованиям, то далее орган опеки выносит решение: О назначении опекуном конкретного ребенка (например, если опека оформлялась над несовершеннолетним родственником); О возможности быть опекуном (в этом случае будущего попечителя информируют о детях, нуждающихся в).

Статья 4.

Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству Задачами государственного регулирования деятельности по и попечительству являются: 1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; 2) защита прав и законных интересов подопечных; 3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных; 4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

Радость Империи

Каждый опекун должен не позднее 1 февраля 2020 года создать отчет согласно правилам и подать его в нужные инстанции о прошлом годе. Но если вы, например, продали квартиру опекуна в январе 2020 года, то эта информация должны быть в отчете на следующий период.

  • заявление;
  • справка с места работы, с указанием заработной платы за 2020 год;
  • выписка из домовой книги;
  • справка, полученная в ОВД;
  • свидетельство о заключении брака;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;
  • справка из ПФРФ.

Рекомендуем ознакомиться:  Сбербанк Кредитование Малого Бизнеса В 2020 Году

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» с последними правками

На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.

  • Искать граждан, нуждающихся в опеке.
  • Обращаться с иском в суд для лишения или возвращения дееспособности.
  • Устанавливать опеку (попечительство).
  • Следить за выбранными представителями и учреждениями, где содержаться нуждающиеся в опеке граждане.
  • Отстранять от работы опекунов (попечителей).
  • Одобрять или отклонять сделки между опекающим и подопечным.
  • Составлять договор на управление имуществом опекаемого, согласно статьям Гражданского кодекса.
  • Защищать права подопечных при недобросовестном выполнении долга их опекунами.
  • Давать согласие на проживание в отдельной жилплощади несовершеннолетним детям (старше 16 лет) от своих попечителей.
  • Подготавливать и регистрировать людей, за которыми будут закреплены опекунские права и обязанности.
  • Наблюдать за выполнением долга опекунов или попечителей и предоставлением подопечным необходимых условий проживания.
  • Помогать назначенным представителям.

Про ФЗ Об опеке и попечительстве в 2020 году

Кроме этого контролирующие органы тесно сотрудничают с учебными учреждениями, где всегда имеются несовершеннолетние граждане, нуждающиеся в опеке или с медицинским центрами, куда попадают не только новорожденные, но и люди пожилого возраста, брошенные родными.

В законе также прописаны права и обязанности представителей контролирующих органов, которые должны действовать в интересах опекаемых, гарантировать им хорошие условия проживания и полное обеспечение. Они вправе контролировать действия опекунов и при необходимости своевременно реагировать.

2. Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин.

Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 настоящего Федерального закона не требуется.

Рекомендуем ознакомиться:  Налог На Авто В Тюменской Области 2020

3.

В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Читайте также:  Правила проезда кругового движения в 2020 году - перекрестка, знак, как проехать, поворотники, со светофором

Закон о опеке и попечительстве 2020

Последние изменения Федерального закона Об опеке и попечительстве коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу.

Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость.

Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершенно-летних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие несовершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Закон о опеке и попечительстве 2020

В соответствии с частью 1 статьи 148 СК РФ дети, на­ходящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного неимущественного, так и имущест­венного характера, которыми законодательство наделя­ет несовершеннолетних детей, воспитывающихся в род­ной семье. Опекуны и попечители обладают полностью совпада­ющей с субъективным неимущественным правом родите­лей свободой выбора средств и методов воспитания по­допечного ребенка с соблюдением ограничений, предус­мотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ.

Многих интересует, какое право или обязанность дает законодательство в отношение к ключевым понятиям. Стоит подробнее изучить вопрос об опёке, опираясь на этот правовой акт.

Официальный текст положения ФЗ 48 проводит установление единого порядка для общения с ребенком, и будет регулировать задачи, полномочия и обязанности, которые имеет гражданин, как подопечный, ребенок, родитель или опекун.

Опека и попечительство согласно Федеральному закону: основные положения

Опекающие могут распоряжаться имуществом подопечных по разрешению органов опеки. Оформить кредит на средства подопечного опекун может только в организации, наполовину принадлежащей РФ. Оформлять кредит от имени подопечного опекун не имеет права, если при этом не покупается жилье опекаемому.

В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.

Действующая редакция

4.

В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

3.

Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Источник: https://womanlaw.ru/bez-rubriki/fz-ob-opeke-i-popechitelstve-2019

Опека станет муниципальной: как изменится социальная поддержка детей без родителей с 2020 года

По инициативе губернатора Олега Кожемяко депутаты Законодательного собрания края рассмотрели и поддержали проект закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Приморского края отдельными государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства, социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, принявших на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей». Он вступит в действие с 1 января 2020 года. Об этом сообщает «Приморская газета». Цель разработчиков законопроекта — создать органы опеки и попечительства в каждом муниципалитете, увеличить штатную численность специалистов и выстроить систему контроля за реализацией на территории края единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства.

  • И снова — в муниципалитеты
  • Передача полномочий вполне законна
  • Полномочия на местный уровень

Начнём с истории вопроса. Полномочия по опеке и попечительству были переданы на уровень государственной власти с 1 января 2008 года федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». А до внесения этих изменений органами опеки и попечительства были органы местного самоуправления. Причем и после передачи полномочий на краевой уровень специалисты продолжали работать в составе муниципалитетов, в так называемых территориальных отделах. То есть они фактически оставались учреждениями местного значения. Ведь в чём заключаются полномочия в сфере опеки и попечительства? Согласно Семейному кодексу это выявление на местах детей, оставшихся без попечения родителей, их учёт, выбор формы семейного устройства, контроль за условиями жизни в семьях опекунов и за процессом воспитания и образования. А всё это осуществляется  в основном на муниципальном уровне: муниципальными образованиями — по части покупки квартир для детей-сирот, инспекцией по делам несовершеннолетних — по учёту подростков, имеющих проблемы поведения в обществе, а образовательными и в том числе дошкольными учреждениями — по контролю за учебным процессом. На краевом уровне контроль за правами детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Приморского края. Ответственную и, скажем так, главную работу по сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей, проводят специалисты отделов опеки и попечительства. Сейчас, в период подготовки к переходу на муниципальный уровень, они, конечно, обеспокоены  предстоящими переменами. Останутся ли они в штате? Фактически рушится всё, что у них сложилось за многие годы. А в отделах опеки случайные люди не приживаются. К примеру, Анна Пинчук, пока ещё ведущий инспектор территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Яковлевскому муниципальному району, — бывшая сирота. «Кухню» опекунства проходила на своём опыте. — Мы так не работаем, как было раньше, — говорит она. — Томами ведём персональные дела детей. Посещения, проверки, консультации для опекунов, профилактическая работа.  Сейчас, когда  работа отдела выстроена ответственно, всё  по закону, и вот меняется система. Конечно, хорошо то, что в отделе появится специалист по работе с сиротами.  Но мы находимся в подвешенном состоянии: как будет строиться деятельность отдела опеки? Тревожно… Сама по себе передача на муниципальный уровень полномочий по опеке и попечительству не противоречит федеральному законодательству. В настоящее время в 62 субъектах полномочия по опеке и попечительству уже переданы органам местного самоуправления именно по законам субъектов РФ. По мнению специалистов департамента образования и науки Приморского края, новый закон, принятый Законодательным собранием, позволит, с одной стороны, консолидировать работу в органах местного самоуправления, а с другой — ликвидирует противоречие системы управления. Иначе говоря, деятельность в сфере опеки и попечительства и контроль должны быть принципиально разделены между различными уровнями власти. Что в этом смысле беспокоит наших районных инспекторов отделов опеки? Понятно, что эту деятельность будут осуществлять всё те же отделы, другого варианта нет, а кто будет контролировать? Опека и попечительство — серьёзная работа в правовом поле. Но некоторые чиновники не видят разницы между отделом опеки и инспекцией по делам несовершеннолетних. Значит, и контролёр должен оставаться прежним — краевой департамент. За многие годы, справедливо считают специалисты отделов опеки, сложилась чётко скоординированное взаимодействие со всеми заинтересованными службами — как муниципальными, так и федеральными: с администрацией района, учреждениями образования, комиссией по делам несовершеннолетних, Центром содействия семейному обустройству. Отделом опеки проводится  сопровождение опекаемых детей в семьях практически до совершеннолетия. Эту работу выполняют квалифицированные специалисты. И выполняют хорошо. По мнению врио вице-губернатора — директора департамента образования и науки Натальи Бондаренко, относительно переживаний вокруг перестройки в отделах опеки и возможных возражений на предмет передачи расходных обязательств на уровень муниципальных образований следует принять во внимание то, что в настоящее время краевой властью осуществляется планомерная передача на местный уровень полномочий, осуществляемых непосредственно в муниципальных образованиях. Например, возвращены полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками, то же можно сказать о полномочиях, связанных с работой муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений. А ранее на уровень муниципальных образований было передано полномочие по передаче субвенции на приобретение квартир для детей-сирот, причем в 2019 году размер таких субвенций составил 795 млн рублей, то есть указанное полномочие финансово обеспечено. Новый краевой закон предполагает передачу в муниципалитеты денежных средств в виде субвенций, что позволит создать органы опеки и попечительства в каждом муниципальном образовании Приморья, увеличив на 40% штатную численность сотрудников, а также их зарплату. Как заявила Наталья Бондаренко, норматив расходов на оплату труда одного сотрудника органа опеки и попечительства составит в Дальнегорском городском округе, Кавалеровском, Ольгинском и Тернейском районах 63 361 рубль, в остальных муниципалитетах Приморья — 52 691 рубль. Передаваемые в муниципалитеты полномочия материально обеспечены субсидиями краевого уровня.

Органы государственной власти края начинают процедуру передачи, включая необходимые организационно-штатные мероприятия.

И в этом плане был учтён «человеческий фактор»: девяти работникам отделов опеки и попечительства, достигшим пенсионного возраста, напомнили о законодательстве: при переходе в муниципалитеты они теряют статус гражданских госслужащих и все полагающиеся доплаты к пенсии.

Специалисты должны были сделать выбор: уйти или остаться. Ушли начальники отделов опеки и попечительства по Анучинскому и Яковлевскому районам. Оставшиеся специалисты отделов опеки и попечительства готовы работать в новых условиях.

Мнения экспертов

Владимир Беспалов, депутат Законодательного собрания Приморского края: — Принятие закона о передаче полномочий по опеке и попечительству на муниципальный уровень было необходимым. Раньше по разным направлениям эти полномочия принадлежали или департаменту социальной защиты, или департаменту образования и науки. Сейчас, когда они будут переданы непосредственно муниципалитетам, они сами на своей территории будут управлять этим процессом. И финансирование на выполнение этих полномочий тоже пойдет напрямую, а значит, уменьшит количество лишних звеньев, ускорит оказание финансовой помощи и поддрежки. Кроме того, на местах увеличатся штаты и соответствующее финансирование. Насколько мне известно, численность специалистов возрастёт со 115 до 150 человек.

Сергей Понуровский, глава администрации Анучинского муниципального района:

— Закон Приморского края о передаче с 1 января 2020 года на муниципальный уровень полномочий по опеке и попечительству, конечно же, влечёт за собой повышение ответственности органов местного самоуправления. В настоящее время идёт процесс подготовки: отрабатываются организационные вопросы, например, в плане структуры муниципального отдела, числа работников, заработной платы. С действующими работниками проведены беседы. Возможно, создаваемый в муниципальном образовании отдел опеки и попечительства будет работать в системе образования.

Что касается преимуществ, несомненным является то, что выделение жилья сиротам будет проводиться муниципалитетами: непосредственно в районах хорошо знают каждого подростка, личную историю, нужды, способности, поведение в обществе.

Государственная программа «Развитие образования Приморского края» Подготовила Людмила Янкевич

Источник: https://primgazeta.ru/news/opeka-stanet-municipal-noj-kak-izmenitsya-social-naya-podderzhka-detej-bez-roditelej-s-goda-24-10-2019-01-50-44

Ссылка на основную публикацию