Фз 161 о национальной платежной системе в 2020 году — последняя редакция, федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  • ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

С 1 июля 2020 года начнется плавный планомерный переход к установке «умных» счетчиков электричества. Их главная особенность заключается в том, что данные о количестве израсходованного электричества будут автоматически направляться в …

Читать далее »

Семьи, которые тратят на оплату коммунальных услуг больше 22% от своего дохода, имеют право на получение компенсации за счет средств регионального бюджета. Субсидия на оплату ЖКУ — это государственная мера …

Читать далее »

«Молодая семья» — это программа, которая помогает гражданам России обзавестись жильем. Суть в том, что государство оплачивает семье часть стоимости квартиры или дома. Возвращать деньги при этом не нужно. Участвовать …

Читать далее »

При значительной задолженности перед кредитором у собственника могут изъять принадлежащее ему имущество, в том числе и недвижимое. Однако закон указывает, что не подлежит к взысканию жилье, которое является для гражданина …

Читать далее »

Государство оказывает социальную поддержку нуждающимся гражданам в приобретении жилья. Существуют федеральные и региональные субсидии по улучшению жилищных условий. Порядок получения жилья в каждом конкретном случае зависит от семейного статуса граждан, …

Читать далее »

Если в доме или квартире установлен счетчик, то за его техническое состояние отвечает собственник жилья. Поскольку со временем каждое устройство подвержено износу, то нужно проводить его периодическую поверку. Это процедура, …

Читать далее »

В рамках национальной программы повышения рождаемости на Дальнем Востоке и освоения территории по программе «Дальневосточный гектар», к концу 2020 года планируется запуск проекта льготного ипотечного кредитования под 2% годовых, что …

Читать далее »

Что делать, если старый загранпаспорт заканчивает срок своего действия или находится в консульстве другого государства для получения визы, а выехать за границу нужно именно в этот период? Граждане Российской Федерации …

Читать далее »

Если в доме или квартире установлен счетчик, то за его техническое состояние отвечает собственник жилья. Поскольку со временем каждое устройство подвержено износу, то нужно проводить его периодическую поверку. Это процедура, …

Читать далее »

«Тинькофф Мобайл» обещает месяц бесплатной связи, два номера на одну симку, никаких скрытых платежей и комиссий. Нужно только заполнить заявку на сайте, а курьер доставит весь комплект к вам домой. …

Читать далее »

За многие государственные услуги нужно платить госпошлину, а за правонарушения — штрафы. Не все знают, что если оплачивать их через Госуслуги, то можно получить скидку от 30 до 50% от …

Читать далее »

Законодательство позволяет гражданам России получить древесину для личных нужд, например, для строительства дома. Выдать лес могут бесплатно или на льготных условиях. Но для этого нужно доказать, что вы нуждаетесь в …

Читать далее »

Источник: http://vizada.ru/2019/12/26/federalnyj-zakon-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj/

Закон N 161-ФЗ "О национальной платежной системе": суть, разъяснения, комментарии, изменения :

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: суть правового регулирования

Нормативный акт основывается на положениях Конституции и международных договорах. Для регулирования правоотношений в НПС Правительство и государственные исполнительные органы могут принимать правовые документы в пределах своих полномочий. Аналогичным правом обладает и ЦБ.

Основные понятия

Рассмотрим ключевые термины, которые использует 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Разъяснения понятий приводятся в ст. 3:

  1. НПС. Национальная платежная система представляет собой комплекс субъектов, оказывающих услуги по переводу денег.
  2. Оператор по переводу. В качестве него выступает организация, имеющая право на осуществление перемещения денег, в том числе электронных средств и без открытия счета.
  3. Платежный банковский агент (субагент). Он выступает в качестве юридического лица, не являющегося кредитной компанией. Агентом может быть и индивидуальный предприниматель. Эти субъекты привлекаются кредитной организацией для выполнения определенных операций. Этот пункт ранее отсутствовал в 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Изменения были введены 5 мая 2014 года.
  4. Оператор системы платежей. Он является организацией, которая определяет правила работы структуры, выполняет иные обязанности, предусмотренные в нормативном акте.
  5. Оператор услуг инфраструктуры. Он включает в себя операционный, расчетный и платежный клиринговый центры.
  6. Операционный центр. Он представляет собой организацию, которая обеспечивает участникам и клиентам системы доступ к услугам перевода средств. ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер
  7. Клиринговый центр. Этот компонент системы осуществляет прием распоряжений участников об осуществлении переводов и исполнении иных действий, которые предусмотрены рассматриваемым ФЗ.
  8. Расчетный центр. Он обеспечивает исполнение принятых от участников распоряжений путем списания и зачисления средств на банковские счета, осуществляет направление подтверждений выполненных операций.
  9. Перевод денег. Он включает в себя действия оператора в пределах используемых форм безналичного расчета, связанные с предоставлением получателю средств от плательщика.

Оказание услуг

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Порядок перевода

Закон 161-ФЗ «О национальной платежной системе» устанавливает, что оператор производит действия с денежными средствами по распоряжению плательщика либо получателя.

Данное поручение оформляется в соответствии с используемой формой безналичного расчета. Перевод осуществляется средствами плательщика. Они списываются с его банковского счета или предоставлены ему без открытия р/с.

161 ФЗ «О национальной платежной системе» предусматривает:

  1. Зачисление средств на счет получателя.
  2. Выдачу наличности.
  3. Учет средств в пользу получателя без открытия счета (в случае осуществления перевода электронными деньгами).

Сроки

По 161 ФЗ «О национальной платежной системе», перевод средств осуществляется в течение не более 3 дней. Исключением из данного правила являются операции с электронными деньгами.

Исчисление трехдневного срока начинается с даты списания средств со счета или со дня предоставления наличности плательщиком (если перевод осуществляется без открытия р/с). ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: комментарии

Нормативный акт устанавливает, что с определенного момента плательщик теряет право отозвать распоряжение об осуществлении перевода. Он наступает сразу после списания средств со счета или предоставления наличности. Иное правило может предусматриваться в рамках используемой формы расчета или ФЗ.

Безусловность перевода наступает в момент исполнения определенных получателем/плательщиком либо другими субъектами условий. К ним, в том числе, относят осуществление встречного направления денег в иной валюте, передачу ценных бумаг, предоставление документов.

Безусловность может наступать и при отсутствии каких-либо условий.

Окончательность перевода

Она определяется в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» в зависимости от операторов.

Если получателя и плательщика обслуживает один субъект, окончательность перевода наступает в момент зачисления денег на счет или обеспечения возможности получить наличность. Исключением является операции с электронными средствами.

Если плательщика и получателя обслуживают разные субъекты, окончательность перевода наступает при зачислении суммы на счет оператора получателя.

Информирование

Оператор, осуществляющий перевод средств, до совершения операции должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с условиями предоставления услуги. Информирование должно производиться в доступной для лиц форме. Клиенты, в том числе, получают сведения о:

  1. Размере вознаграждения и порядке его взимания, если оно предусматривается в договоре.
  2. Способе определения обменного курса, используемого при переводе инвалюты.
  3. Порядке предъявления претензий, в том числе и информации для связи с оператором.
  4. Прочих существенных данных, обусловленных применяемой формой расчета. ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Обязанности

Клиент должен предоставить оператору, производящему перевод средств, достоверные сведения для связи с ним. При изменении контактных данных субъект должен своевременно сообщить обновленную информацию. Обязанности оператора по направлению уведомлений, предусмотренных рассматриваемым ФЗ, считается выполненной при отправлении извещения в соответствии с данными, предоставленными клиентом.

Особенности электронного перевода

Клиент предоставляет средства оператору по условиям заключенного договора. Физлицо может передавать деньги, используя свой счет или не открывая его (наличностью). Если клиент является юрлицом, то предоставление средств осуществляется только через р/с. Перевод производится в соответствии с распоряжением плательщика в пользу получателя.

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Автономный режим

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Безотзывность при переводе электронных средств

При автономном режиме она наступает в момент использования клиентом соответствующего инструмента платежа. Окончательным перевод считается после учета оператором данных, в порядке, указанном выше.

При наступлении безотзывности прекращается финансовое обязательство плательщика перед клиентом-получателем. Оператор на постоянной основе производит учет сведений об остатках электронных средств и произведенных переводах.

Они, по распоряжению клиента, могут быть зачислены на банковский счет или выданы наличными. Данной возможностью могут воспользоваться как физические лица, так и организации и предприниматели.

Операторы не имеют права начислять проценты на остаток или выплачивать любое вознаграждение клиенту. Обслуживающий субъект также не может предоставлять средства для увеличения оставшейся суммы электронных денег.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-zakon-n-161-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme-sut-razyasneniya-kommentarii-izmeneniya.html

Что гласит 161-й Федеральный закон о национальной платежной системе — Деньги и финансы простым языком

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Электронные денежные средства

В соответствии с положениями закона, каждая организация вправе производить расчеты с контрагентами, используя электронные денежные средства. Обменять на электронные деньги допускается исключительно те безналичные средства, которые находятся на банковском счете компании.

Денежные средства приобретают статус электронных в случае, если организация направляет их оператору электронных денежных средств, не открывая при этом банковский счет в целях расчета с контрагентом.

Электронными денежными средствами признаются таковые, что предварительно были предоставлены одним лицом другому лицу без открытия банковского счета в целях выполнения денежных обязательств (18-й пункт 3-й статьи Закона).

Читайте также:  Какие документы нужны в сбербанке для ипотеки на квартиру в 2020 году - вторичное, жилье

Денежные средства не могут рассматриваться в качестве электронных в ряде случаев.

Если они были предоставлены организациям, которые ведут:

  • клиринговую деятельность либо таковую на рынке ценных бумаг;
  • занимаются управлением фондами (инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными).

Электронные деньги = реальные

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Положения аналогичного содержания были включены в 1-ю часть НК РФ.

Налоги, пени и штрафы

Если организацией не будут своевременно перечислены налоги в бюджет, взыскание сначала коснется денежных средств, лежащих на счету в кредитной организации, далее – электронных денежных средств, а затем самого имущества организации (1-й пункт 46-й статьи НК РФ). При этом валюта, в которой хранятся деньги в электронном кошельке, значения не имеет.

Взыскание электронных средств будет осуществляться согласно решению налогового органа в том случае, если на расчетном счету организации денежных средств оказалось недостаточно. О порядке принудительного взыскания говорится в пункте 6.1, внесенном в 46-ю статью НК РФ.

Налоговое поручение, связанное с переводом электронных денежных средств на счет компании, направляется в тот банк, где у последней открыт электронный кошелек.

В поручении указывается:

  • подлежащая переводу сумма;
  • реквизиты счета и таковые корпоративного электронного средства платежа.

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Если взыскание недоимки не могут покрыть электронные деньги в рублях, оно может быть осуществлено за счет электронных средств в валюте. В таком случае средства подлежат переводу на валютный счет компании.

Кроме поручения относительно перечисления налога, налоговой инспекцией может быть направлено банку поручение, связанное с продажей иностранной валюты компании. Такая продажа производится банком не позже следующего дня.

При взыскании налога налоговыми органами могут быть приостановлены переводы электронных средств в порядке, установленном 76-й статьей НК РФ.

Электронные деньги и «безнал»: в чем разница

К главным отличиям электронных денежных средств от безналичных относят:

  • отсутствие необходимости открытия банковского счета, – в отличие от «безнала», существующего только при наличии счета (расчетного, текущего) у организации, электронные деньги пребывают в виртуальном пространстве и именуются электронным кошельком;
  • ограниченную величину остатка средств для электронного кошелька, – на конец рабочего дня рассматриваемый показатель не может превышать сумму в 100 тысяч рублей (аналогично в иностранной валюте). В случае превышения установленного лимита, электронные деньги должны быть переведены на банковский счет компании;
  • осуществление расчетов, которое в случае с электронными деньгами возможно только в отношении физических лиц (9-й пункт 7-й статьи закона);
  • отсутствие возможности уплаты налогов посредством электронных средств.

Оператор электронных денежных средств

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

В качестве последнего может выступать кредитная организация, обладающая правом осуществления переводом средств без предварительного открытия банковских счетов. На оператора возложены обязанности, связанные с установлением правил и порядка осуществления переводов электронных средств.

Создание электронного кошелька

Создание электронного кошелька для организации возможно в том банке, где у последней имеется расчетный счет, либо в иной кредитной организации. В последнем случае сведения о банковском счете должны быть переданы оператору в обязательном порядке.

Пополнять электронный кошелек организация вправе только с помощью своего банковского счета (3-й пункт 7-й статьи закона).

Учет операций, выполняемых через электронный кошелек, равно как и предоставление сведений по остатку клиентам, – прерогатива оператора. При этом оператору запрещено начислять проценты на остаток электронных средств и осуществлять выплаты-вознаграждения клиентам. Также он не вправе предоставлять им средства для приумножения остатка на счете (6-й пункт 7-й статьи закона).

О создании электронного кошелька компания должна обязательно уведомить налоговые органы (новый п.п. 1.1 2-го пункта 23-1 статьи НК РФ). В противном случае на компанию накладывается штраф.

Пополнение электронного кошелька

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Тратим электронные деньги правильно

Для осуществления перевода электронных средств организация должна подготовить и направить Оператору с помощью корпоративного электронного средства платежа распоряжение (7-й пункт 7-й статьи Закона). В качестве такового могут использоваться информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, платежные карты, другие технические устройства.

Право использования средств обязательно отражают в договоре при условии, что организация поставлена на учет в налоговом органе и имеет соответствующее свидетельство для идентификации (1-й пункт 86-й статьи НК РФ).

Распоряжение о переводе подлежит незамедлительному выполнению оператором.

Каждый перевод осуществляется посредством одновременного выполнения оператором цепочки действий:

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

  • принятие клиентского распоряжения;
  • уменьшение остатка средств плательщика;
  • увеличение остатка средств получателя на величину перевода.

Договором может предусматриваться обратная схема перевода электронных средств, когда распоряжение оператору направляется получателем. Остаток может быть переведен на банковский счет компании. Туда же, как уже говорилось выше, могут быть направлены и электронные деньги, суммы которых превышают допустимый размер содержимого в электронном кошельке.

Банкам вменяется обязанность, связанная с предоставлением справок относительно остатков и произведенных переводов налоговым органам. После получения мотивированного запроса должно пройти не меньше трех дней.

Такая информация в основном запрашивается:

  • после принятия решения относительно взыскания долга;
  • при вынесении решения, связанного с приостановлением переводов.

Нарушение банком обязанностей относительно электронных денежных средств является нарушением ответственности, предусмотренной статьей 135.2 НК РФ.

Скачать текст 161-го Федерального закона о национальной платежной системе.

Источник: http://denjist.ru/card/fz-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme.html

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Национальная платежная система создана для поддержания национальной безопасности. Также она необходима для осуществления платежей, без использования иностранных сервисов. Она создана для обеспечения безотказного проведения расчетов по пластиковым картам. Весь процесс проведения денежных транзакций регулируется ФЗ № 161.

Описание закона

Работники Государственной Думы 14 июня 2011 года приняли ФЗ «О национальной платежной системе». 22 июня того же года, закон был одобрен Советом Федерации. И в законную силу вступил 27 июня.

161 ФЗ регламентирует бесперебойность проведения денежных транзакций через пластиковые карты. Предметом регулирования являются правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС). Законопроект также контролирует:

  • порядок предоставления услуг;
  • проводит реализацию перевода денежных средств с помощью национальной электронной платежной системы;
  • осуществляемые действия субъектов НПС;
  • выполнение законодательных требований по функционированию национальных платежных систем;
  • процедуру по осуществлению надзора.

Состоит законодательный акт из 6 глав и 39 статей: 

  • Глава 1 заключает в себе общие положения закона — основные понятия, предмет регулирования и т.д.;
  • Глава 2 указывает на порядок действий при оказании платежных услуг;
  • Глава 3 содержит требования, предъявляемые к действиям субъектов национальной платежной системы;
  • Глава 4 закона № 161 характеризует перечень требований, которые необходимо выполнять для исправной работы платежной системы;
  • Глава 4.1 указывает на нюансы работы национальной системы платежных карт (НСПК);
  • Глава 5 содержит требования проведения контролирования и надзора за НПС;
  • Глава 6 оформлена из заключительных положений законодательного акта № 161.

В ФЗ № 161 в 11 статье указаны субъекты НПС, которые осуществляют бесперебойность работы системы. В качестве субъектов выступают: 

  • Банк России;
  • Кредитные учреждения, которые вправе осуществлять электронные переводы денег;
  • Корпорация «Внешэкономбанк».

Краткое содержание и название закона целиком претерпели внесение изменений 1 мая 2017 года.

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

ФЗ «О национальной платежной системе» содержит множество аспектов по использованию и применению электронных переводов. Чтобы детально изучить все нюансы НПС, можно скачать весь закон в последней редакции по ссылке.

Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ

Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве.

В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года.

Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Статья 19.1 закона 161

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты.

Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

Ознакомьтесь  ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» с изменениями

161 ФЗ ст 2

Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:

  • закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
  • Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
  • Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.
  • При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.
  • 9 ст 161 ФЗ 
  • Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:
  • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
  • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
  • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
  • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
  • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
  • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
  • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
  • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
  • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
  • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
  • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.
Читайте также:  Какие документы нужны для получения паспорта в 14 лет в 2020 году - необходимы, собрать, ребенку, по достижению

Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/161-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme/

161 ФЗ о национальной платежной системе

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Для регламентирования порядка осуществления платёжных услуг и использования электронных средств для денежных переводов на территории Российской Федерации был принят закон о национальной платёжной системе.

Общие положения закона

Федеральный закон № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” был принят Государственной Думой в третьем чтении 14 июня 2011 года, и утверждён Советом Федерации 22 июня 2011 года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 27 июня 2011 года.

ФЗ-161 регламентирует порядок предоставления платёжных услуг, проведение денежных переводов, эксплуатацию электронных платёжных средств, а также деятельность субъектов национальной системы.

В том числе закон устанавливает требования к порядку организации и работе платёжных систем и способы надзора за соблюдением требований в сфере указанных систем, установленных настоящим законодательством и другими нормативными актами Российской Федерации.

Полезная информация о законе №143 в новой редакции тут:

Настоящий закон состоит из 36 статей, объединённых в 6 глав. Краткое содержание законодательства:

  • Глава 1 — Общие положения — определяет области действия закона, предмет регулирования и нормативно-правовые основы;
  • Глава 2 — Порядок оказания платёжных услуг — устанавливает единые правила предоставления услуг денежных переводов и особенности использования электронных средств, включая порядок осуществления денежных транзакций с их помощью;
  • Глава 3 — Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности — предусматривает требования к деятельности операторов, осуществляющие денежные переводы и управляющие электронными денежными переводами, а также порядок работы операторов различных центров платёжной системы;
  • Глава 4 — Требования к организации и функционированию платежных систем — определяет правила функционирования платёжной системы, её участников, и особенности её использования;
  • Глава 4.1 — Национальная система платежных карт — устанавливает порядок организации и функционирования НСКП, а также полномочия её участников и пользователей в процессе осуществления соответствующих услуг;
  • Глава 5 — Надзор и наблюдение в национальной платежной системе — предусматривает порядок осуществления надзора за работой системы национальных денежных переводов, а также меры наказания за нарушения ответственности и положений настоящего законодательства;
  • Глава 6 — Заключительные положения — определяет особенности вступления настоящего закона в силу.

Федеральный закон 161 в последней редакции.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ-161 “О национальной платёжной системе” были незначительными и произошли 18 июля 2017 года.

Федеральный закон № 176-ФЗ внёс ряд изменений в законодательство об осуществлении клиринговой деятельности и контрагентах, поэтому в ряде статей настоящего законодательства, а именно: ч.2 ст.18, ч.5 ст.19, п.2 ч.1 и ч.7 ст.

21, слова “О клиринге и клиринговой деятельности” были заменены выражением “О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте”.

Источник: https://lawlinks.ru/161-fz-o-nacionalnoj-platezhnoj-sisteme/

161 ФЗ о национальной платежной системе РФ: краткое изложение и текст для скачивания

Закон о национальной платежной системе (НПС) как дополнительная гарантия того, что гражданам России будут доступны качественные услуги относительно перевода денег и осуществления транзакций без участия иностранных агентов, собирающих персональную информацию.

Закон о НПС, общие сведения кратко

Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.

Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.

ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:

  1. Общие понятия и термины (Глава 1).
  2. Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
  3. Рекомендации к организации системы (Глава 3).
  4. Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
  5. Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
  6. Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
  7. Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
  8. Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.

Национальная платежная система РФ

Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.

ФЗ 161 о национальной платежной системе в 2020 году - последняя редакция, Федеральный закон, кратко, мир, статья 9, номер

Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт.

Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.

Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.

Субъекты национальной платежной системы

Фактически, к субъектам НПС относят:

  • оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
  • государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
  • оператор электронных средств;
  • банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
  • платежеспособные агенты;
  • банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
  • Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.

Особенности участия в НПС

Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.

Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.

Источник: https://rusfz.ru/161-fz-o-natsionalnoj-platezhnoj-sisteme-poslednyaya-redaktsiya-kratko-i-tekst

Федеральный закон о платежной системе мир

Как и любой иной нормативно правовой акт, данный Федеральный закон имеет отдельные главы и статьи.

Рассмотрим основные положения действующего закона на территории Российской Федерации:

Глава первая «Общие положения». Здесь речь затронута о функциях нормативно правового акта А также о порядке его применения в современной жизни
Во второй части закона присутствует информация о порядке проведения операций по оплате А также использовании электронных средств транзакции
Третья часть закона содержит информацию о субъектах введенной системы А также выдвигаемые требования к их деятельности
В следующей главе нормативно правового акта речь затронута о к организации А также функционированию платежных систем
Последующая глава содержит информацию о применении национальных карт оплаты Мир
Последующий раздел закона содержит статьи о порядке осуществления надзора В сфере национальной системы оплаты
В заключительной части нормативно правового акта присутствует информация О порядке вступления закона в юридическую силу

В соответствии с данным законом, любой банк, ведущий деятельность на территории Российской Федерации, обязан работать не только с иностранными платежными системами.

Но также активно использовать и программу российского производства, активно предлагая клиенту финансовые продукты российских платежных систем.

Закон о карте МИР

Сразу бы хотелось уточнить, что в законе 161 ФЗ от 27.06 2011 нет четкого указания на наименование ПС.

Но в силу того, что в настоящее время в Российской Федерации работает только одна национальная ПС – МИР, то стоит рассматривать данный законодательный документ именно в рамках использования системы МИР.

Федеральный закон 161-ФЗ регламентирует правовые и организационные основы национальной платежной системы. На основании статей 161 ФЗ осуществляется регулировка порядка оказания платежных услуг различного рода, деятельности субъектов данной ПС, а также определяются требования к реализации внедрения системы в действие и контроль за соблюдение всех предписаний самого закона 161 ФЗ.

В законе 161 ФЗ о платежной системе рассматриваются следующие аспекты:

  1. В Главе №1 находятся общие сведения о самом законопроекте. Здесь рассматривается предмет регулирования 161 ФЗ, а также основные понятия, которые используются в данном документе.
  2. Глава №2 содержи данные о порядке оказания платежных услуг. Описание всех схем работы национального платежного инструмента: перевод средств, обналичивание, электронные переводы и т.п.
  3. Глава №3 – субъекты отечественной платежной системы и требования к их деятельности. В данном разделе закона 161 ФЗ о национальной платежной системе можно найти информацию, касающуюся субъектов данной ПС и требований к их деятельности. То есть, главой 3 закона 161 ФЗ определяется, кто может предоставлять подобные услуги.
  4. Глава №4, №4,1 – требования к организации и работоспособности платежной системы. Правила ПС, участники, признание ПС действующей и пр. В главе 4.1 рассматриваются основные аспекты национальной системы платежных карт.
  5. В главе №5 можно найти сведения о том, каким образом должен осуществляться надзор за соблюдением требований закона 161 ФЗ о национальной платежной системе.
  6. В главе №6 находятся данные о порядке вступления в силу данного документа.
Читайте также:  Социальная стипендия малоимущим студентам в 2020 году - необходимая информация, в москве

Именно так выглядит ФЗ 161 от 27.06 2011 о национальной платежной системе со всеми правками. Сам законопроект был подан на рассмотрение 14 июня 2011 года, а уже 27 июня он был одобрен Советом Федерации.

Цель создания национальной ПС

  • Идея создания отечественной платежной системы возникла сразу после того, как вступили в силу санкции, наложенные на работу некоторых ПС международной категории.
  • Развитие внутренней ПС позволяет беспрепятственно пользоваться платежными картами, проводить различного рода финансовые операции, не опасаясь, что они также попадут под международные санкции.
  • Кроме того, основными целями и задачами создания отечественной ПС, коей в настоящее время является система МИР, являются следующие аспекты:
  • предоставление надежных услуг денежных переводов посредством отечественных платежных инструментов;
  • повышение уровня доверия граждан РФ к безналичному способу оплаты;
  • создание национального платежного пространства, которое не зависит от иностранных организаций;
  • вывод национального платёжного инструмента на международный уровень.

Кто обязан переходить на ПС МИР

Согласно закону 161 ФЗ от 2011 года отечественной платежной системой обязаны пользоваться 2 категории граждан РФ:

  • пенсионеры;
  • бюджетники – работники бюджетных учреждений, студенты и т.п.

Остальные же граждане Российской Федерации могут и не переходить на данный вид банковских услуг – это по желанию.

Федеральный закон 88 о национальной платежной системе, о переводе бюджетников на карты мир

Документ состоит из 3 статей. Первая касается корректировки закона № 2300-I «О защите прав потребителей». Все продавцы и подрядчики, работающие с населением, должны обеспечить приём карт МИР.

Освобождаются от обязанности:

  • компании и ИП, выручка которых составила менее 40 млн рублей в предыдущем году;
  • организации и ИП, которые работают в местах, не оборудованных коммуникациями электросвязи;
  • продавец товаров, который выручил в прошлом году менее 5 млн рублей.

В статье 2 внесены изменения. Правки касаются запуска национальной платёжной системы.

Банки должны в обязательном порядке выдавать карты МИР при обращении граждан, относящихся к определённым категориям, за открытием карт-счёта.

Нормами предусмотрен перечень выплат, которые перечисляются только с использованием национальных платёжных инструментов. Также определены сроки, в которые банки обязаны заменить выпущенные ранее карты.

Статья 3 касается порядка вступления положений документа в силу.

Источник: https://delat.okd1.ru/konsultacziya/federalnyj-zakon-o-platezhnoj-sisteme-mir/

Федеральный закон N 161-ФЗ о национальной платежной системе

Федеральный закон N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» был принят Государственной Думой Российской Федерации 14 июня 2011 года и одобрен Союзом Федераций 22 июня того же года.

С тех пор закон постоянно подвергался каким-либо изменениям: 1 раз — в 2012 году, 2 раза — в 2016 году, 3 раза — в 2013 и 2017 годах, 4 раза — в 2014 и 2018 годах.

Несмотря на то, что 2019 год еще не закончен, в этом году имели место два изменения, о которых мы поговорим чуть позже.

Законопроект начал разрабатываться еще в конце 2011 года, главной целью его принятия стало усовершенствование российского банковского сектора и финансового рынка страны. Кроме того, было важно обеспечить выполнение международных норм и стандартов.

А пока давайте определимся, какие элементы финансового и банковского рынка РФ регулирует этот закон и каковы его основные положения.

Национальная платежная система, ее субъектный состав и основополагающие нормы

Платежная система представляет собой систему, объединяющую инструмент и методы, которые можно использовать для перевода денег и осуществления других расчетов.

В работе платежной системы принимают участие многочисленные участники экономического оборота: потребители, продавцы товаров и услуг, банковские и другие финансовые учреждения, а также государственные регуляторы в этой сфере и международные финансовые организации.

Благодаря наличию платежной системы возникает сама возможность проводить платежи. По сути WebMoney и «Яндекс.Деньги» тоже представляют собой модификацию платежных систем, только узконаправленную и международную: перевод средств между странами возможен, однако платежи проводить можно только в Интернете, рассчитаться в магазине, списав деньги с яндекс-кошелька, не получится.

Во всем мире действуют две универсальные международные платежные системы: VISA и MasterCard.

С ними можно и в кафе рассчитаться, и в магазине приобрести товар, а также оплатить номер в отеле и купить билет на самолет в Интернете.

Причем преград для нее нет: рублевая карта VISA позволяет рассчитаться, к примеру, в Германии, только сначала рубли будут переведены в доллары, а потом в евро (возникнет комиссия).

Кроме этих систем, есть и локальные платежные системы, самая известная из которых — American Express. Чеки этой системы в российском банке поменять невозможно — нужно искать посредника, который выдаст свои деньги, а потом получит платеж в тех же США или Канаде.

Очевидно, что для взаиморасчетов между российскими участниками реального рынка WebMoney и «Яндекс.Деньги» явно не подходят, а вот VISA и MasterCard могут использоваться.

Только зачем оплату в магазине в рублях сначала конвертировать в доллары, а потом опять переводить в рубли? Да и не хочется, чтобы комиссии уходили за рубеж, а хочется, чтобы они оседали в прибыли российских банков.

Вот с этим посылом и началась разработка законопроекта о национальной платежной системе (НПС).

Вначале представители международных платежных систем были очень напуганы: шутка ли, при принудительном переходе на НПС они лишились бы многомиллиардного пирога, состоящего из комиссии при проведении платежей. Однако закон был принят таким образом, что юридические и физические лица вправе выбирать самостоятельно, к какой платежной системе присоединяться, — к международной или национальной.

Структура национальной платежной системы согласно нормам закона

Сегодня в России НПС трехуровневая. На самом верху находится Банк России — это центральное звено.

На втором уровне располагаются операторы, занимающиеся переводом средств, платежные агенты, даже организации связи (в последнее время все меньше, но все еще участвуют). Именно они оказывают непосредственно платежные услуги.

На третьем уровне находятся элементы, в совокупности составляющие инфраструктуру национальной платежной системы. К ним относятся операторы платежных систем и услуг платежной инфраструктуры, а также расчетные системы.

Национальная платежная система МИР

В 2014 году, в связи с известными политическими событиями, со стороны международных платежных систем были введены некоторые санкции, касающиеся ограничений в использовании пластиковых карт, подключенных к международным платежным системам VISA и MasterCard. В ответ на это было принято решение о создании национальной платежной системы под названием МИР. Эта структура обеспечивает обработку операций, связанных с банковскими картами, внутри Российской Федерации, без выхода на зарубежные процессинговые рынки.

В середине 2014 года был создан оператор, который управляет движениями внутри системы, им стала Национальная система платежных карт (НСПК). Именно на эту структуру возложена обязанность внедрять и сопровождать отечественную банковскую карту МИР.

Примечательно, что банк (если не попадает под международные санкции), может одновременно выпускать карты VISA, MasterCard и МИР. Клиент сам в праве выбрать, к какой системе его подключить, а задача банка — проинформировать о возможных тарифах на комиссию.

Кроме того, в системе МИР возможно принятие к оплате карты любой из двух международных платежных систем, поскольку компании, управляющие ими, создали на территории РФ свои процессинговые центры. Более того, НСПК МИР и Mastercard даже выпустили общую платежную карту МИР-Maestro, которую можно использовать как в стране, так и за рубежом.

Преимуществом карт НСПК МИР является безусловная поддержка государства (именно на ней «сидят» пенсионные программы и зарплатные проекты государственных служащих), а также низкие тарифы на обслуживание и бесплатный выпуск. Для сложных международных операций они, конечно, не подойдут, а вот для снятия наличности и расчета в торговых точках их более чем достаточно.

Главный недостаток — невозможность использования за границей — возмещается тем, что основные владельцы таких карт за границу и не попадают, а потому этот недостаток их особо не расстраивает. Кроме того, по этим картам практически не развита система скидок и бонусов, как по VISA или MasterCard.

Каких законодательных норм коснулись последние изменения

В 2019 году был принят ряд изменений, которые существенным образом повлияли на функционирование национальной платежной системы за счет введения новых положений. Прокомментируем основные из них:

Источник: https://bilderlings.com/ru/blog/zakon-naczionalnoj-platezhnoj-sisteme/

Ссылка на основную публикацию